27 апреля в Правительстве Ярославской области состоялось расширенное заседание Координационного совета Уполномоченных по правам человека в Центральном федеральном округе по теме «Право на образование и права участников образовательного процесса».
Участие в нем приняли также руководители органов исполнительной власти Ярославской области, Ярославской областной Думы, сенаторы, ректоры ведущих вузов области, представители профсоюза работников образования, педагогического сообщества.
Вторая часть повестки корсовета обсуждалась уже на площадках ведущего педагогического вуза региона - ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.
Выбор темы обсуждения был обусловлен особой миссией нынешнего года, объявленного Указом Президента России Владимира Путина Годом педагога и наставника.
Председатель координационного совета уполномоченных по правам человека в субъектах ЦФО, Уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников, открывший заседание, отметил, что за последние годы накопилось огромное количество этических и нравственных проблем в сфере образования. В частности, буллинг (травля) становится привычным явлением не только во взаимоотношениях между учащимися, но и по отношению к учителям.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова в своем выступлении отметила необходимость изучения основ прав человека не только в вузах и старших классах школы, но и в средней школе, последовательно с раннего возраста прививая детям нормы ответственного поведения, способов защиты своих прав и неукоснительного соблюдения прав других. Федеральный омбудсмен сообщила, что с ректором Ярославского государственного педагогического университета Михаилом Груздевым достигнута договоренность о совместной работе по созданию методики преподавания блока «Права человека» на уроках обществознания в школах. Инновационных технологий требует развитие правового просвещения.
Федеральный Уполномоченный отметила, что, к сожалению, не в полной мере выполняются поручения Президента России Владимира Путина в сфере образования, вызывает тревогу закрытие школ в сельской местности, трудности с доставкой учеников до образовательных учреждений, материально-техническая база некоторых школ и состояние школьных зданий. По словам федерального омбудсмена особого внимания требует доступность образования для эвакуированных детей, учащихся с ограниченными возможностями.
Сенатор Росситйской Федерации Александр Русаков в своем докладе отразил необходимость совершенствования механизмов реализации права на высшее образование в современных условиях.
– Одним из сегодняшних больших, проблемных блоков является обеспечение равных прав в области высшего образования на всей территории Российской Федерации, и особенно на новых территориях. Это касается не только возможности поступления в вузы, но и получения качественного образования, – отметил он.
Необходимым условием для обеспечения качественного высшего образования, по мнению сенатора, является также повышение стипендий студентов до прожиточного уровня: «Сегодня из-за мизерных стипендий большинство студентов вынуждено подрабатывать с первого курса. Это хорошо с точки зрения воспитания, но ужасно в плане усвоения образовательной программы».
Александр Русаков с удовлетворением отметил, что сегодня мы, наконец, переходим к другой риторике, к другой системе ценностей в образовании – от «предоставления и потребления образовательных услуг» движемся к взращиванию специалистов, которые нужны нашей стране, обладают знаниями высшего мирового уровня.
Федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова обратила внимание на необходимость расширения льгот в сфере высшего образования не только для детей участников СВО, но и для самих участников специальной военной операции. По этому поводу готовится обращение к законодателям.
В ходе дискуссий и докладов высказывались мнения о несоответствии существующей системы общественных отношений в сфере образования потребностям гармоничной передачи и усвоения знаний, обеспечения надлежащего статуса преподавателя и их социальных гарантий.
По результатам обсуждения была принята Резолюция, в которой сформулирован перечень основных вызовов, мешающих полноценной реализации права на образование.
«Надеюсь, что предложения и мнения экспертов и правозащитников, отраженные в этом итоговом документе, позволят выработать пути решения многих болезненных проблем в этой жизненно важной сфере», – подчеркнул Уполномоыенный по правам человека в Ярославской области Сергей Бабуркин.