Предложения Уполномоченного по правам человека в Ярославской области органам государственной власти и органам местного самоуправления по совершенствованию механизмов защиты прав и свобод граждан в Ярославской области (2015 год)

1. Предложения о внесении изменении в Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” (направлены Губернатору области)

К Уполномоченному в 2015 году поступали обращения граждан, выражающих несогласие с установленным порядком расчета платы за электроэнергию, расходуемую на общедомовые нужды в многоквартирном доме. В настоящее время расчет размера платы за коммунальную услугу “электроснабжение” осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее — Правила).

Согласно Правилам, плата за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, рассчитывается исходя из показаний общедомового прибора учета ресурса, суммарных показаний индивидуальных приборов учета ресурса, объема потребленного ресурса в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, площади квартиры и общей площади всех жилых и нежилых помещений дома. Для равномерного объема ОДН по месяцам сбытовая компания предложила жителям снимать показания индивидуальных приборов учета ежемесячно в период с 23-го по 25-е число и передавать в ОАО ЯСК для расчета объема и выставления счетов.

Таким образом, данные ОДН напрямую зависят от даты снятия показаний с индивидуальных приборов учета. В результате этого жители домов становятся заложниками ситуации, когда кто-то из потребителей услуг сдает сведения о показаниях счетчика в неурочное время, либо вовсе их не предоставляет. При такой передаче показаний учитывается неверный объем потребленной услуги. Кроме того, объем электроэнергии, потребленный неплательщиками, перераспределяется на добросовестных потребителей.

Предлагается рассмотреть возможность обращения в Правительство Российской Федерации с инициативой по изменению методики расчета начисления размера платы на общедомовые нужды, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” путем дополнения существующей методики альтернативным способом расчета, при котором будет возможно проводить раздельный учет ОДН и показаний ИПУ и, суммировав показания счетчиков ОДН и ИПУ, получить показание ОДПУ. Это позволит реально устанавливать объемы электроэнергии, потраченной на общедомовые нужды, и не ставить размер платы за ОДН в зависимость от даты сдачи жителями показаний по индивидуальным приборам учета.

2. Предложения о внесении изменений в главу 11 Закона “Об исполнительном производстве” (направлены в Ярославскую областную Думу)

Анализ поступающих к Уполномоченному обращений выявил проблемное поле правоотношений, требующих корректировки. Так, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” для случаев обращения взыскания по исполнительным документам на периодические выплаты должнику, осуществляемые в виде заработной платы, пенсии и иных периодических доходов, установил специальные правила о размерах удержания. Так, согласно ч. 2 ст. 99 данного Федерального закона, при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. При этом данная статья ничего на говорит об учете при обращении взыскания такого критерия, как прожиточный минимум должника-гражданина, и тем самым допускает возможность обратить взыскание, например, на пенсию должника - даже в случае, когда после соответствующих удержаний размер получаемых им денежных средств оказывается меньше установленной величины прожиточного минимума.

В Определении Конституционного Суда РФ от 17.01.2012 № 14-0-0 содержится указание на то, что законодатель вправе определить минимальный размер пенсии, подлежащий сохранению за должником-гражданином при обращении на нее взыскания в порядке принудительного исполнения судебных актов, исходя из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности, с тем чтобы не умалялось достоинство личности и не нарушались социально-экономические права граждан.

Минимальный размер пенсии, на который нельзя обратить взыскание по исполнительным документам, может быть установлен законодателем путем внесения соответствующих изменений в гл. 11 Федерального закона “Об исполнительном производстве” в части определения размеров удержаний из заработной платы, пенсии и других доходов должника-гражданина.

3. Предложения по внесению изменении в Закон Ярославской области от 19.12.2008г. № 65-з “Социальный кодекс Ярославской области” (направлены Губернатору области)

К Уполномоченному по правам человека в Ярославской области поступают обращения жителей по вопросу введения персонифицированных электронных транспортных карт в соответствии с постановлением Правительства области от 30.10.2015г. № 1170-п. Согласно Постановлению, социальная услуга по освобождению от оплаты 50 процентов стоимости проезда в городском, пригородном и междугородном сообщении предоставляется постоянно на всей территории Ярославской области значительному числу граждан, принадлежащих к различным категориям.

Однако, в соответствии с другой статьёй Социального кодекса - частью 2 статьи 38 - ветеранам труда, ветеранам военной службы и ветеранам труда Ярославской области, получающим пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), социальная поддержка, в том числе, по освобождению от оплаты 50 % стоимости проезда предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. Таким образом, меры социальной поддержки указанным категориям предоставляются фактически при наличии одного значимого условия - достижения возраста, дающего право на пенсию по старости.

В связи с нечеткостью формулировок в Социальном кодексе в течение нескольких лет со стороны организаций, непосредственно реализующих меры социальной поддержки, неправомерно оказывалась социальная услуга по освобождению от оплаты 50% стоимости проезда в транспорте общего пользования. В настоящее же время при обращении за указанной услугой те же категории граждан получают правомерный отказ, который рассматривают как нарушение своих прав.

Предложено внести изменения в часть 4 статьи 58 Закона Ярославской области от 19.12.2008г. № 65-з “Социальный кодекс Ярославской области”, а именно - конкретизировать, что право на социальную услугу по освобождению отдельных категорий граждан от оплаты 50 % стоимости проезда возникает только в связи с наступлением определенного события, а именно - достижения возраста, дающего право на получение пенсии по старости.

4. Предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в РФ” (направлены Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка)

Поступившие в 2015 году обращения граждан выявили необходимость предусмотреть возможность реализации права на образование теми гражданами, которые при государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования отказались давать согласие на обработку их персональных данных.

Это касается, например, возможности получения результатов государственной итоговой аттестации на бумажном носителе, который можно предъявлять при поступлении в высшие учебные заведения.

Решение обозначенной проблемы возможно путем внесения изменений в ч.4 ст.98 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ “Об образовании в РФ”. В частности, предлагается изложить ее в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 07.05.2013 года № 99-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона “О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных” и Федерального закона “О персональных данных”.

Указанная редакция позволяет при передаче, обработке и предоставлении данных, полученных в связи с проведением ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приемом в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования персональных данных обучающихся, участников ЕГЭ, лиц, привлекаемых к его проведению, а также лиц, поступающих в образовательные организации высшего образования, в соответствии с требованиями законодательства РФ о персональных данных, не получать согласие данных лиц на обработку их персональных данных.

Предлагается внести изменение в п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона “О персональных данных”, дополнив его словами: “если иное не предусмотрено федеральными законами”.

5. Предложения по улучшению работы специальных учреждений Федеральной миграционной службы, предназначенных для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации (направлены Уполномоченному по правам человека в РФ)

Данные предложения обусловлены тем, что “иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в условиях, исключающих возможность самовольного оставления ими таких специальных учреждений” (п. 3. Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1306). То есть степень ограничения свободы указанных лиц обусловлена необходимостью исполнения решения об их выдворении, но не направлена на создание дополнительных ограничений их прав и свобод. Содержание в СУВСИГ является средством обеспечения исполнения административных взысканий, а не видом наказания.

В этой связи имеется два вида предложений:

1) Предложения по совершенствованию режима СУВСИГ. Общие правила, определяющие условия и порядок содержания иностранных граждан и лиц без гражданства в СУВСИГ, закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1306, в Приказе Федеральной миграционной службы России от 19.02.2014 № 100, утвердившем примерный (типовой) распорядок дня специальных учреждений ФМС России, а также в устанавливаемых на их основе директорами СУВСИГ распорядках дня. Представляется оправданным усовершенствовать режим контактов содержащихся в учреждениях иностранных граждан с внешней средой, усилить контроль за организацией заблаговременной подготовительной работы администраций учреждений уголовно-исполнительной системы по выдворению иностранных граждан, отбывших наказание в них, наладить систему психологической помощи отдельным нуждающимся в этом лицам.

2) С целью недопущения ограничения принципа равенства прав иностранных граждан и граждан РФ на территории Российской Федерации при реализации иностранными гражданами права на свободу и личную неприкосновенность необходимо внести изменения в законодательство. В связи с тем, что сложившаяся практика содержания иностранных граждан, подлежащих депортации, в специальных учреждениях УФМС России привела к тому, что многие из них содержатся в указанных учреждениях в течение длительного периода времени, будучи лишенными свободы передвижения, необходимо законодательно установить предельный срок содержания иностранных граждан в специальных учреждениях до исполнения в отношении них решения о депортации и административном выдворении, что позволит предотвратить возможность ограничения прав иностранных граждан. С этой целью ч. 2 ст. 27.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ и в ч,9 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” необходимо дополнить нормой, предусматривающей предельный срок пребывания иностранных граждан в специальных учреждениях УФМС России.

 

Контакты

 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  Приемная: (4852) 78-60-32

  Факс: (4852) 40-17-35

  Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, д. 28, 1-й этаж