Предложения Уполномоченного по правам человека в Ярославской области о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью совершенствования механизмов защиты прав и свобод граждан в регионе (2013 год)

Отсутствие на федеральном уровне законодательства о правовых основах деятельности уполномоченных по правам человека в субъекте Российской Федерации является одним из недостатков правового регулирования статуса региональных омбудсменов. Работа региональных уполномоченных по защите единых и обязательных на всей территории Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина осуществляется на основе не единого, а во многом различающихся между собой, в том числе и по компетенции уполномоченных, законов субъектов Российской Федерации. Это ведет к определенному дисбалансу в уровне правовой защищенности граждан, проживающих в разных регионах России.
Анализ действующего законодательства и правоприменительной практики показал недостаточность имеющихся правовых возможностей по защите прав граждан у регионального уполномоченного. Последний наделен лишь консультативными (рекомендательными) полномочиями:
o направлять органам государственной власти субъекта, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям или должностным лицам предложения по совершенствованию законодательства в сфере прав человека и их защиты;
o направлять государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях которых уполномоченный усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод;
o информировать правоохранительные органы о фактах нарушения прав и свобод граждан;
o предлагать компетентным органам обратиться в суд с заявлением о защите и восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, для повышения эффективности защиты региональными омбудсменами прав граждан целесообразны изменения законодательства и практики его применения, касающиеся расширения полномочий данных должностных лиц:
1. Следует принять Федеральный закон «Об уполномоченных по правам человека в субъекте Российской Федерации».
2. Наделить уполномоченных по правам человека в субъекте РФ правом законодательной инициативы по вопросам, связанным с обеспечением реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
3. Предусмотреть в ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право уполномоченных по правам человека в субъекте РФ по результатам рассмотрения жалобы обращаться в суд в целях защиты неопределенного круга лиц.
4. Закрепить право уполномоченного по правам человека в субъекте РФ до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения в целях защиты конституционных прав отдельных граждан либо неопределенного круга лиц (ст. 47 ГПК РФ).
5. Внести дополнения в ст. 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предоставив уполномоченным по правам человека в субъекте РФ право обжаловать вступившие в законную силу судебные решения.
6. Внести дополнение в ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставив уполномоченному по правам человека в субъекте РФ льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям.
7. Внести изменения в федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним»: закрепить право Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации на бесплатное предоставление информации по их запросам о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.
Реформирование законодательства в указанной части позволит обеспечить достижение цели, ради которой была учреждена должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, а именно - обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Кроме того, налицо необходимость внесения изменений и дополнений в ряд региональных нормативных правовых актов с целью совершенствования механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина в Ярославской области. Правовые пробелы имеются и в определении статуса Уполномоченного, и в установлении гарантий функционирования данного института на принципах независимости и объективности. Непосредственное осуществление государством своей функции по соблюдению, защите и восстановлению нарушенных прав человека не может быть в достаточной мере реализовано на территории региона до тех пор, пока не будет изменено существующее положение дел и пока статус Уполномоченного по правам человека и его аппарата не примет иное правовое оформление, которое позволит омбудсмену в полной мере, независимо и объективно выполнять в регионе функцию связующего звена, механизма взаимодействия органов государственной власти и общества, способствующего взаимопониманию, поиску решений, в результате которых гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина соблюдаются или восстанавливаются.

Контакты

 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  Приемная: (4852) 78-60-32

  Факс: (4852) 40-17-35

  Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, д. 28, 1-й этаж