Предложения Уполномоченного по правам человека в Ярославской области органам государственной власти и органам местного самоуправления по совершенствованию механизмов защиты прав и свобод граждан в Ярославской области (2014 год)

 

Анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в 2014 году, позволяет сформулировать ряд рекомендаций и предложений по практическим мерам и совершенствованию законодательства, которые способствовали бы более полной реализации и обеспечению соблюдения прав граждан в Ярославской области.

В связи с тем, что в ряде случаев усмотрены факты грубого нарушения норм российского законодательства органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления на территории Ярославской области в рамках осуществления ими своих полномочий, что привело к нарушению прав граждан, необходимо провести профилактическую работу по недопущению впредь указанных нарушений.

В ходе работы с обращениями граждан выявлены многочисленные факты неисполнения судебных решений органами местного самоуправления на территории Ярославской области, в то время как частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ ”О судебной системе Российской Федерации” установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. В связи с этим необходимо принять меры по неукоснительному исполнению постановлений судов органами местного самоуправления на территории Ярославской области.

В рамках проведения проверок по обращениям граждан были обнаружены недостатки в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления на территории Ярославской области. Во избежание необоснованных отказов гражданам в реализации их конституционных прав необходимо усилить контроль за своевременным внесением изменений в муниципальные правовые акты, за своевременным принятием новых нормативных правовых актов в соответствии с изменениями в федеральном и региональном законодательстве.

Работа с гражданами по вопросам нарушения их прав обозначила еще одну актуальную проблему: качество исполнения муниципальными служащими своих обязанностей. Необходимо провести системный анализ их профессиональной деятельности, принять меры по ее совершенствованию, повышению квалификации работников органов местного самоуправления, усилить контроль заиспол- нением конкретными служащими норм российского законодательства в сфере соблюдения, защиты и восстановления прав и свобод граждан. Необходимо неукоснительно соблюдать нормы Конституции РФ и Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, которые устанавливают в качестве основной задачи муниципального самоуправления “самостоятельное и под свою ответственность решение непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения”.

В связи с высокой социальной значимостью деятельности ФГУП “Дезинфекционная станция г.Ярославля” по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, противоэпидемических мероприятий, оказанию первичной медико-санитарной помощи лицам, находящимся на территории города Ярославля (в т.ч. лицам без определенного места жительства), выработать план мероприятий по исполнению положений пункта 9 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, предусмотреть в областном бюджете на текущий и плановый периоды денежные средства на проведения мероприятий по дезинфекции, принять меры по возобновлению деятельности предприятия, погашению задолженности по заработной плате перед работниками. Так как в указанной ситуации, приведшей к нарушению прав и интересов широкого круга лиц на территории Ярославской области, усматриваются негативные последствия проведения мероприятий по оптимизации системы здравоохранения - ФГУП “Дезинфекционная станция г. Ярославля” потеряла государственный и муниципальный заказ на проведение мероприятий по дезинфекции у специализированных организаций -органам государственной власти Ярославской области и органам местного самоуправления на территории Ярославской области принять меры по тщательному анализу и прогнозированию возможных рисков и последствий от принятия организационно-управленческих решений в социально значимых сферах, напрямую затрагивающих права и интересы граждан.

В свете обращений граждан и анализа законодательства стало очевидно, что меры социальной поддержки, оказываемые жителям Ярославской области в соответствии с нормами регионального законодательства, уступают соответствующим мерам в иных субъектах РФ, и граждане, проживающие в Ярославской области, объективно ставятся в неравные условия при оказании социального обеспечения, предусмотренного Конституцией РФ. В связи с этим граждане в многочисленных обращениях к Уполномоченному выражают неудовлетворенность сложившейся в регионе практикой оказания социальной помощи незащищенным категориям граждан. Необходимо рассмотреть возможность расширения перечня мер социальной поддержки жителям Ярославской области, оказываемой в соответствии с региональным законодательством.

В связи с тем, что выявлены недостатки в порядке начисления платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды (ОДН) в многоквартирных жилых домах, принять меры по изменению установленного действующим законодательством порядка расчетов, несмотря на то, что это изменение может привести к увеличению коммерческих потерь в сетях электросетевых организаций.

По результатам анализа проекта закона Ярославской области “Об общественном контроле в Ярославской области”, рекомендуется внести в указанный проект изменения в части определения конкретных сроков принятия организатором решения о проведении общественного контроля. Выявлено, что Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” установлены общие принципы, формы и сроки проведения общественного контроля, проектом регионального закона конкретизируется порядок проведения конкретных проверок (общественная экспертиза, общественный мониторинг, общественная проверка), однако ни одним из перечисленных нормативных актов не установлено срока принятия решения организатором о проведении общественного контроля в той или иной форме. Это обстоятельство препятствует качественной реализации положений указанного федерального закона в Ярославской области.

Ввиду выявленного несовершенства законодательства при реализации прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, необходимо внести изменения в федеральное законодательство, предусматривающие возможность получения мер государственной социальной поддержки указанными лицами (обеспечение вне очереди жилым помещением) в том случае, когда им до подготовки Верховным судом РФ 20.11.2013 года обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, было в судебном порядке отказано в предоставлении жилого помещения по причине отсутствия их в списках нуждающихся в предоставлении жилья и достижения возраста 23 лет (в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” и вступившими в силу 01.01.2013 года).

По причине наличия многочисленных фактов нарушения прав граждан в виде невыплаты заработной платы, необходимо усовершенствовать систему контроля за неукоснительным соблюдением организациями-работодателями требований трудового законодательства в части оплаты труда работников, ужесточить меры воздействия к работодателям, нарушающим сроки и порядок выплаты заработной платы, разработать на федеральном уровне систему страхования рисков работников от невыплаты заработной платы работодателем-банкротом, которая предусматривала бы выплату задолженностей перед работниками из средств страхового фонда, вне зависимости от материально-технических ресурсов банкрота, от количества и очередности кредиторов, от наличия дебиторских задолженностей перед работодателем-банкротом.

Важно укреплять правовую основу деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации: необходимо установление на федеральном уровне базовых принципов и подходов к работе региональных уполномоченных. Слишком разный подход к установлению и к основам деятельности этого института в различных регионах РФ не только не способствует укреплению позиций региональных уполномоченных, усилению их федеральной поддержки, но и ведет к определенному дисбалансу в уровне правовой защищенности граждан, проживающих в разных регионах России.

Анализ действующего законодательства и правоприменительной практики показывает недостаточность имеющихся у регионального уполномоченного правовых возможностей по защите прав граждан. Он наделен лишь консультативными (рекомендательными) полномочиями:

- направлять органам государственной власти субъекта РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям или должностным лицам предложения по совершенствованию законодательства в сфере прав человека и их защиты;

- направлять государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях которых уполномоченный усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод;

- информировать правоохранительные органы о фактах нарушения прав и свобод граждан;

-предлагать компетентным органам обратиться в суд с заявлением о защите и восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Отрадно, что в соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 N 21-ФЗ “Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации” с 15 сентября 2015 года полномочия региональных уполномоченных по правам человека существенно расширяются: теперь уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации может обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Но для повышения эффективности защиты прав граждан региональными уполномоченными по правам человека целесообразны изменения законодательства и практики его применения, касающиеся расширения полномочий данных должностных лиц:

1. Следует принять Федеральный закон “Об уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации”.

2. Наделить уполномоченного по правам человека в субъекте РФ правом законодательной инициативы по вопросам, связанным с обеспечением реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

1. Внести изменения в федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним”: закрепить право Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации на бесплатное предоставление органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

Реформирование законодательства в этой части позволит обеспечить достижение цели, ради которой была учреждена должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, а именно обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

 

Предложения Уполномоченного по правам человека в Ярославской области органам государственной власти и органам местного самоуправления по совершенствованию механизмов защиты прав и свобод граждан

в Ярославской области (2014 год)

 

Анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в 2014 году, позволяет сформулировать ряд рекомендаций и предложений по практическим мерам и совершенствованию законодательства, которые способствовали бы более полной реализации и обеспечению соблюдения прав граждан в Ярославской области.

В связи с тем, что в ряде случаев усмотрены факты грубого нарушения норм российского законодательства органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления на территории Ярославской области в рамках осуществления ими своих полномочий, что привело к нарушению прав граждан, необходимо провести профилактическую работу по недопущению впредь указанных нарушений.

В ходе работы с обращениями граждан выявлены многочисленные факты неисполнения судебных решений органами местного самоуправления на территории Ярославской области, в то время как частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ ”О судебной системе Российской Федерации” установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. В связи с этим необходимо принять меры по неукоснительному исполнению постановлений судов органами местного самоуправления на территории Ярославской области.

В рамках проведения проверок по обращениям граждан были обнаружены недостатки в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления на территории Ярославской области. Во избежание необоснованных отказов гражданам в реализации их конституционных прав необходимо усилить контроль за своевременным внесением изменений в муниципальные правовые акты, за своевременным принятием новых нормативных правовых актов в соответствии с изменениями в федеральном и региональном законодательстве.

Работа с гражданами по вопросам нарушения их прав обозначила еще одну актуальную проблему: качество исполнения муниципальными служащими своих обязанностей. Необходимо провести системный анализ их профессиональной деятельности, принять меры по ее совершенствованию, повышению квалификации работников органов местного самоуправления, усилить контроль заиспол- нением конкретными служащими норм российского законодательства в сфере соблюдения, защиты и восстановления прав и свобод граждан. Необходимо неукоснительно соблюдать нормы Конституции РФ и Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, которые устанавливают в качестве основной задачи муниципального самоуправления “самостоятельное и под свою ответственность решение непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения”.

В связи с высокой социальной значимостью деятельности ФГУП “Дезинфекционная станция г.Ярославля” по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, противоэпидемических мероприятий, оказанию первичной медико-санитарной помощи лицам, находящимся на территории города Ярославля (в т.ч. лицам без определенного места жительства), выработать план мероприятий по исполнению положений пункта 9 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, предусмотреть в областном бюджете на текущий и плановый периоды денежные средства на проведения мероприятий по дезинфекции, принять меры по возобновлению деятельности предприятия, погашению задолженности по заработной плате перед работниками. Так как в указанной ситуации, приведшей к нарушению прав и интересов широкого круга лиц на территории Ярославской области, усматриваются негативные последствия проведения мероприятий по оптимизации системы здравоохранения - ФГУП “Дезинфекционная станция г. Ярославля” потеряла государственный и муниципальный заказ на проведение мероприятий по дезинфекции у специализированных организаций -органам государственной власти Ярославской области и органам местного самоуправления на территории Ярославской области принять меры по тщательному анализу и прогнозированию возможных рисков и последствий от принятия организационно-управленческих решений в социально значимых сферах, напрямую затрагивающих права и интересы граждан.

В свете обращений граждан и анализа законодательства стало очевидно, что меры социальной поддержки, оказываемые жителям Ярославской области в соответствии с нормами регионального законодательства, уступают соответствующим мерам в иных субъектах РФ, и граждане, проживающие в Ярославской области, объективно ставятся в неравные условия при оказании социального обеспечения, предусмотренного Конституцией РФ. В связи с этим граждане в многочисленных обращениях к Уполномоченному выражают неудовлетворенность сложившейся в регионе практикой оказания социальной помощи незащищенным категориям граждан. Необходимо рассмотреть возможность расширения перечня мер социальной поддержки жителям Ярославской области, оказываемой в соответствии с региональным законодательством.

В связи с тем, что выявлены недостатки в порядке начисления платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды (ОДН) в многоквартирных жилых домах, принять меры по изменению установленного действующим законодательством порядка расчетов, несмотря на то, что это изменение может привести к увеличению коммерческих потерь в сетях электросетевых организаций.

По результатам анализа проекта закона Ярославской области “Об общественном контроле в Ярославской области”, рекомендуется внести в указанный проект изменения в части определения конкретных сроков принятия организатором решения о проведении общественного контроля. Выявлено, что Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” установлены общие принципы, формы и сроки проведения общественного контроля, проектом регионального закона конкретизируется порядок проведения конкретных проверок (общественная экспертиза, общественный мониторинг, общественная проверка), однако ни одним из перечисленных нормативных актов не установлено срока принятия решения организатором о проведении общественного контроля в той или иной форме. Это обстоятельство препятствует качественной реализации положений указанного федерального закона в Ярославской области.

Ввиду выявленного несовершенства законодательства при реализации прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, необходимо внести изменения в федеральное законодательство, предусматривающие возможность получения мер государственной социальной поддержки указанными лицами (обеспечение вне очереди жилым помещением) в том случае, когда им до подготовки Верховным судом РФ 20.11.2013 года обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-си- рот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, было в судебном порядке отказано в предоставлении жилого помещения по причине отсутствия их в списках нуждающихся в предоставлении жилья и достижения возраста 23 лет (в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” и вступившими в силу 01.01.2013 года).

По причине наличия многочисленных фактов нарушения прав граждан в виде невыплаты заработной платы, необходимо усовершенствовать систему контроля за неукоснительным соблюдением организациями-работодателями требований трудового законодательства в части оплаты труда работников, ужесточить меры воздействия к работодателям, нарушающим сроки и порядок выплаты заработной платы, разработать на федеральном уровне систему страхования рисков работников от невыплаты заработной платы работодателем-банкротом, которая предусматривала бы выплату задолженностей перед работниками из средств страхового фонда, вне зависимости от материально-технических ресурсов банкрота, от количества и очередности кредиторов, от наличия дебиторских задолженностей перед работодателем-банкротом.

Важно укреплять правовую основу деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации: необходимо установление на федеральном уровне базовых принципов и подходов к работе региональных уполномоченных. Слишком разный подход к установлению и к основам деятельности этого института в различных регионах РФ не только не способствует укреплению позиций региональных уполномоченных, усилению их федеральной поддержки, но и ведет к определенному дисбалансу в уровне правовой защищенности граждан, проживающих в разных регионах России.

Анализ действующего законодательства и правоприменительной практики показывает недостаточность имеющихся у регионального уполномоченного правовых возможностей по защите прав граждан. Он наделен лишь консультативными (рекомендательными) полномочиями:

-           направлять органам государственной власти субъекта РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям или должностным лицам предложения по совершенствованию законодательства в сфере прав человека и их защиты;

-           направлять государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях которых уполномоченный усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод;

-           информировать правоохранительные органы о фактах нарушения прав и свобод граждан;

-предлагать компетентным органам обратиться в суд с заявлением о защите и восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Отрадно, что в соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 N 21-ФЗ “Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации” с 15 сентября 2015 года полномочия региональных уполномоченных по правам человека существенно расширяются: теперь уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации может обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Но для повышения эффективности защиты прав граждан региональными уполномоченными по правам человека целесообразны изменения законодательства и практики его применения, касающиеся расширения полномочий данных должностных лиц:

1.         Следует принять Федеральный закон “Об уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации”.

2.         Наделить уполномоченного по правам человека в субъекте РФ правом законодательной инициативы по вопросам, связанным с обеспечением реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

1.         Внести изменения в федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним”: закрепить право Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации на бесплатное предоставление органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

Реформирование законодательства в этой части позволит обеспечить достижение цели, ради которой была учреждена должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, а именно обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Контакты

 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  Приемная: (4852) 78-60-32

  Факс: (4852) 40-17-35

  Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, д. 28, 1-й этаж