Более ста человек принял Сергей Бабуркин на личных приемах в сентябре. Эта цифра остается стабильной в течение года: за период с января по октябрь личные приемы омбудсмена посетили более семисот жителей Ярославля и Ярославской области.
Личные встречи омбудсмена с жителями области проходят не только в офисе Уполномоченного. Востребованы и эффективны такие форматы, как совместные приемы граждан с представителями органов власти, местного самоуправления, правоохранительных и надзорных органов, с общественными правозащитными организациями, а также выездные приемы в ходе «Дней Уполномоченного» в муниципальных районах и личные приемы в закрытых и режимных учреждениях, включая места принудительного содержания.
Чаще всего жители региона жалуются на нарушение прав в социально-экономической сфере. Так за 9 месяцев 2019 года к Сергею Бабуркину поступило более тысячи обращений о восстановлении права на жилье, оказание медицинской помощи, обеспечение лекарственными препаратами, социальное обеспечение, образование, о защите прав несовершеннолетних. Не менее злободневными остаются вопросы реализации права на доступ к правосудию и права на юридическую помощь.
Среди проблем, связанных с получением гражданами жилья, расселением ветхого и аварийного жилья, вопросами из сферы ЖКХ, правом на благоприятные условия проживания нередко встречаются ситуации, когда обращение одного человека затрагивает интересы целой группы людей.
Так на одном из недавних личных приемов к омбудсмену обратилась жительница Ярославля, жаловавшаяся на руководство ТСЖ. По словам заявительницы, территория дома была незаконно обнесена ограждениями, что мешает проходу жителей дома и создает препятствия для транспорта, среди которого не только личные машины жителей, но и транспорт муниципальных служб, например, скорая помощь.
Ранее жители дома обращались в суд с требованием убрать заграждения, но иск не был удовлетворен, поэтому заявительница приняла решение искать справедливости у регионального омбудсмена. В настоящее время по обращению ведется работа: будут направлены запросы в ГИБДД, в департамент земельных отношений.
С реализацией права на жилье связано и еще одно обращение от жительницы Ярославля.
Дом, в котором проживает женщина, принадлежит к числу объектов культурного наследия. Некоторое время назад один из декоративных элементов дома был разрушен, и в настоящее время жителей обязывают восстановить элемент.
Заявительница, возмущенная этим обязательством, подчеркнула, что декоративный элемент строения находится в собственности комитета по управлению муниципальным имуществом, и не должен восстанавливаться на средства жильцов. Обращение женщины было принято в работу и в настоящее время по нему проводится проверка.
«Личные приемы, пожалуй, самая сложная часть работы омбудсмена, - рассказывает Сергей Бабуркин. - Приходится быть не только правозащитником, но и психологом, оперативно находить оптимальное решение. Некоторые заявители побывали на личных приемах не единожды: в ходе решения вопросов открываются новые детали, появляются новые документы, ответы официальных инстанций. Но ко всем, кто приходит на личный прием, мы стараемся найти индивидуальный подход и полностью погрузиться в проблему».