В 2020 году к Сергею Бабуркину поступило около сотни обращений, связанных с вопросами нарушения финансовых прав. К сожалению, многие проблемы вызваны недостаточной финансовой грамотностью граждан, которые обращаются с жалобами уже на том этапе, когда восстановить нарушенные права очень сложно. Еще хуже, когда финансовые организации пользуются неосведомленностью человека, чтобы обмануть его. Так произошло с заявителем Б., который столкнулся с «мисселлингом» - неправомерными действиями продавца, когда под видом одного финансового продукта продают совершенно другой, не рассказывая о его особенностях и рисках.
Пенсионер Б. вложил сбережения в банк. Вскоре после открытия накопительного вклада работники банка предложили мужчине перевести деньги с депозитного счета на вексель, который, по их словам, «ничем не отличается от вклада, а процент по векселю выше». Пенсионеру пообещали, что этот вклад также будет застрахован государством. Через полгода да у банка была отозвана лицензия, Б. с удивлением узнал, что никакой государственной компенсации за потерянные средства ему не полагается, что вексель не застрахован и что это абсолютно законно, так как по закону вексель как разновидность ценной бумаги не предполагает страхования, и деньги будут возвращены «в порядке очереди кредиторов, т.е. никогда». В этом случае, к сожалению, не единичном, налицо введение в заблуждение потребителей финансовых услуг и недостаточная информированность населения о финансовых продуктах и их специфике.
В случае с Б. работники банка умолчали о тех рисках, которые связаны с покупкой векселя: вексель не застрахован, погасить его раньше указанного на нем срока нельзя, а доход по нему облагается налогом 13%.
Сергей Бабуркин: «Еще в 2014 году во избежание нарушения прав граждан Центробанк обязал финансовые организации информировать клиентов о специфике и рисках продаваемых ими продуктах и оказываемых услугах, причем не только в договорах, но и в доступных местах в помещениях банков. К сожалению, об этой обязанности приходится напоминать».