18 ноября собравшиеся в Москве уполномоченные по правам человека и сотрудники аппаратов уполномоченных обсудили острые вопросы обеспечения и защиты прав граждан в условиях специальной военной операции и частичной мобилизации.
Федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова в своём докладе обозначила основные направления работы по защите прав в этой сфере и основные темы жалоб: нарушение этических норм при вручении повесток, призыв граждан, не подпадающих под мобилизацию, несогласие с призывом в связи с состоянием здоровья, возрастом, наличием детей-инвалидов, отсутствием опыта военной службы и иными обстоятельствами. Часть обращений связана со сложностями либо нарушениями при выплате положенных льгот и пособий.
Другие докладчики затронули болезненные проблемы «фиктивных отсрочек», соблюдения прав самих сотрудников военкоматов, обеспечения призванных формой и средствами защиты, взаимодействия родственников с воинскими частями и получения адекватной информации о находящихся в зоне СВО близких.
В одном из вопросов прозвучала тема призыва по мобилизации врачей. Воинское звание у закончившего мединститут - рядовой, и специалисты, которые могли бы спасать жизни, в соответствии с установленным порядком отправляются в мотострелковые подразделения и пр. Заместитель начальника Генштаба ВС РФ Евгений Бурдинский проблему признал, но отметил, что начата работа по ее решению: призванным медиатекам уже после начала службы присваивают звание «лейтенант», которое уже даёт право оказывать медицинскую помощь на полях сражений.
По итогам заседания корсовета было принято Решение: в течение месяц обобщить поступившую из всех регионов информацию о состоянии соблюдения и защиты прав человека в период СВО и частичной мобилизации, после чего эти данные будут представлены Татьяной Москалькова в Министерство обороны РФ и заинтересованные органы государственной власти.
Справочно: с начала частичной мобилизации к Уполномоченному по правам человека в Ярославской области Сергею Бабуркину поступило 533 обращения граждан по вопросам мобилизации, в том числе 3 коллективных. В основном жалобы поступали в ходе личных приёмов, на втором месте по численности - звонки на горячую линию и сообщения в социальных сетях Уполномоченного. Темы обращений - правомерность призыва, организационные и бытовые вопросы, права и социальные льготы мобилизованных и членов их семей, а также права ушедших служить добровольно.