В 2022 году Уполномоченный получил несколько похожих обращений, связанных с тем, что на граждан были оформлены навязанные им или вовсе фиктивные договоры займа либо кредитные договоры.
Происходит такое, как правило, двумя путями:
- С помощью обещаний и злоупотребления доверием мошенники заставляют граждан самостоятельно заключать договоры займа;
- С помощью утечек или от недобросовестных операторов обработки персональных данных мошенники получают персональные данные граждан и оформляют от их имени договоры займа.
С первым видом злоупотреблений столкнулась пенсионерка Г., инвалид третьей группы, которая в поисках подработки зарегистрировалась на сайте «Работа. ру». Женщине позвонили из московской фирмы, предложили дистанционную работу. Однако, «для того, чтобы подтвердить действительность карты, на которую будет перечисляться вознаграждение за труд», ей предложили перевести представителю фирмы сумму около 6 000 рублей, которую пообещали вернуть. Женщина деньги перевела, но возврата не дождалась. Позвонила в фирму, где ей сообщили, что в системе произошел сбой, но если деньги нужны быстрее, можно оформить кредит «под их руководством»…. В итоге женщина оформила кредитную карту с лимитом 59 000 рублей, которые были сразу же с нее сняты представителем фирмы….. С этого момента дозвониться в организацию женщина не могла, обратилась в полицию, было возбуждено дело о мошенничестве, но расследование осложняется тем, что побудить банк сообщить, на какой счет были переведены списанные с кредитной карты средства, бывает непросто. Проверка продолжается.
Другая обратившаяся пенсионерка – Н. – начала получать письма от микрофинансовой организации с требованием возврата долга по кредиту. Никакого кредита женщина не брала, поэтому обратилась за содействием в органы полиции. Там сделали запрос на адрес организации, которая посылала письма, но ответа не получили. Срок доследственной проверки истек, дело не возбудили. Вскоре выяснилось, что возвратом долга уже занимаются коллекторы. Результатом их усилий стало вынесение в отношении Н. двух судебных приказов о принудительном взыскании средств. Женщина обратилась за помощью к Уполномоченному. В настоящее время пенсионерке помогли составить встречное исковое заявление, который она подала в суд для признания сделки недействительной. Ситуация остается на контроле омбудсмена.
Сергей Бабуркин рекомендует:
«Совершенно правильно, когда граждане, узнав о том, что обязаны выплатить «не свой» кредит, первым делом бегут в полицию. Так и надо делать – сразу же обратиться в орган полиции с заявлением о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности за мошенничество. Но, как правило, в условиях реальной действительности процедура проверки заявления, возбуждения уголовного дела и дальнейшее расследование длятся не один месяц. А банк или кредитная организация не будут ждать, когда преступника обнаружат и суд вынесет приговор, поэтому они стараются предъявить требования о возврате кредита как можно быстрее.
Таким образом, чтобы избежать неприятных последствий, необходимо сразу же (!) и одновременно обратиться «по трем адресам»:
- написать заявление в полицию;
- подать исковое заявление в районный суд с требованием признать сделку недействительной, поскольку договор Вы не заключали и не подписывали (денег от банка не получали);
- обратиться в банк, запросив выписки со своих счетов о том, что никакие кредитные средства на них не перечислялись.
Кроме того, за защитой и восстановлением прав Вы всегда можете обратиться к Уполномоченному по правам человека в Ярославской области!»