В марте возросло число граждан, принятых Уполномоченным лично

Titul Stat March 2

В марте жители региона чаще стремились посетить личный прием Уполномоченного по правам человека в Ярославской области: Сергей Бабуркин принял 71 жителя Ярославля и муниципальных образований.

Всего в марте к омбудсмену обратились 243 человека: 189 обращений были индивидуальными, 3 – коллективными. Увеличилось число телефонных обращений: в число 43 телефонных консультаций вошли также консультации Уполномоченного, данные в рамках дистанционного приема граждан, проведенного по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

Через электронные каналы коммуникации – официальный сайт омбудсмена и социальные сети – поступило 19 обращений. Из мест лишения свободы обратились 35 человек.

Значительную долю обращений и жалоб традиционно составляют обращения, касающиеся нарушения социально-экономических прав: поступило 135 обращений из этой сферы. В основном, граждане жалуются на нарушение права на жилище, социальное обеспечение, медицинскую помощь, труд.

В связи с пандемией коронавируса, в обращениях также затронуты темы нарушения прав на доступ к правосудию в связи с изменением режима работы судов, на отсутствие в продаже защитных масок и антисептиков. Некоторые родители возмущены невозможностью отправить детей в детские сады в связи с закрытием образовательных учреждений и отсутствием возможности оставаться с детьми дома, так как у некоторых граждан текущая неделя осталась рабочей.

По обращениям даны предварительные консультации, а также направлены или будут направлены запросы в ответственные инстанции. Дистанционная форма приема граждан Уполномоченным будет продолжена.

Всего в категории «социальные, экономические и культурные права» 135 обращений:

47 обращений – о защите права на жилище (включая благоприятные условия проживания, благоприятную окружающую среду и сферу ЖКХ);

31 обращение – о защите права на социальное обеспечение (включая пенсии, льготы, условия содержания в закрытых учреждениях);

20 обращений – о защите права на медицинскую помощь; 

16 обращений  – о защите права на труд; 

7 обращений – о защите права частной собственности;

6 обращений - о защите права на землю;

5 обращений – право на благоприятную окружающую среду;

3 обращения – о защите прав и законных интересов ребёнка.

 В категории «гарантии прав человека», включая право на доступ к правосудию - 30 обращений:

 26 обращений – о защите права на доступ к правосудию;

 4 обращения – о праве на юридическую помощь.

 24 обращения касались вопросов соблюдения и защиты личных (гражданских) и политических прав:

8 заявлений – о защите права на обращение;

7 обращений – о защите права на свободу передвижения и на гражданство (в т.ч. права мигрантов);

4 обращения – право на личную неприкосновенность;

2 обращения – право на достоинство личности;

2 обращения – о защите права на жизнь;

1 обращение – право на государственную защиту.

 

Правовой ликбез: как вернуть стоимость авиабилетов из-за отмены поездки по причине пандемии?

Titul Likbez AVIA

 

В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в мире, обернувшейся введением временных ограничений авиаперевозок с территории Российской Федерации на территорию иностранных государств, большое число граждан, приобретшие авиабилеты или туры, были поставлены в затруднительное положение.

Какие права имеют туристы в соответствии с действующим законодательством и к чему нужно быть готовым? Как не допустить нарушения своих законных интересов в случае, если поездка не может состояться?

Действующим воздушным законодательством предусмотрены два типа условий, на которых с пассажиром может заключаться договор воздушной перевозки, – условие о возврате провозной платы при расторжении договора либо условие о том, что возврат провозной платы не производится. Это так называемые «возвратные» и «невозвратные» тарифы.

В случае если Вы приобрели авиабилет на условиях «возвратного тарифа», Вы имеете право по своей инициативе отказаться от договора перевозки и потребовать возврата провозной платы (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира). При этом одним из условий возврата стоимости авиабилетов является уведомление пассажиром перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за 24 часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс (п. 2 статьи 108 Воздушного кодекса РФ).

Соответственно, если Вы приобрели авиабилет с условием о возврате провозной платы, Вы имеете право на возврат уплаченных денежных средств. Такой отказ от перевозки считается добровольным.

Однако многие предпочитают путешествовать авиакомпаниями-лоукостерами, не переплачивая за возможность возврата стоимости авиабилетов. Что делать, если билет тариф авиабилета «невозвратный»?

 По общему правилу, установленному положениями пп. 4 п. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ, при покупке авиабилета по невозвратному тарифу уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается. Исключение составляют неиспользованные суммы, взимаемые перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

Однако возвращение провозной платы, уплаченной при покупке билетов по невозвратному тарифу, предусмотрено в случае, если отказ от авиаперевозки является вынужденным.

Согласно п. 227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82), отказ пассажира от перевозки признается вынужденным, в том числе, в следующих случаях:

  • в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете;
  • в случае изменения перевозчиком маршрута перевозки;
  • в случае выполнения рейса не по расписанию;
  • в случае несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
  • в случае болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания срока регистрации пассажиров и оформления багажа на рейс;
  • в случае непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
  • в случае неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

В правилах оговаривается, что перевозчик имеет право признать отказа пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.

Таким образом, в случае отмены Вашего рейса, Вашей болезни или болезни члена Вашей семьи, смерти члена семьи или близкого родственника, Вы имеет право на вынужденный отказ от перевозки даже в случае приобретения билета по невозвратному тарифу.

В целях реализации право на вынужденный отказ Вам необходимо уведомить об этом перевозчика посредством направления в его адрес официального уведомления о вынужденном отказе в соответствии с п. 1 ст. 450.1 Гражданского кодекса РФ. В этом случае договор прекращается с момента получения данного уведомления, а Вы имеете право на возврат денежных средств (п. 4 ст. 453 Гражданского кодекса РФ).

  Однако как быть в случае, если предусмотренные Правилами воздушных перевозок основания для вынужденного возврата авиабилетов отсутствуют? Например, Ваш рейс не отменен и планируется по расписанию, а Ваше состояние здоровья позволяет Вам совершить перелет?

Определяя стратегию действий в этом случае, рекомендуем Вам ознакомиться с санитарно-эпидемиологической обстановкой в выбранном для посещения государстве, наличием или отсутствием на его территории угроз безопасности жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», гражданин как участник договора оказания услуг воздушной перевозке имеет право на безопасность предоставляемой ему услуги. В силу ст. 6 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации, при подготовке к путешествию турист имеет право на обеспечение личной безопасности. Право на безопасность гарантируется всем туристам вне зависимости от того, путешествуют ли они самостоятельно либо организованно в посредством приобретения туристских продуктов.

Государственным органом, уполномоченным на информирование туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания является Ростуризм, который официально публикует подобные сообщения. Такие сообщения уже сделаны, и на сайте Ростуризма можно ознакомиться с перечнем стран, в которых официально подтверждено наличие угрозы безопасности жизни и здоровью туристов в связи с распространением коронавирусной инфекции. Для потребителей туристских услуг соответствующие сообщения публикуются на сайте Роспотребнадзора. На сайте Росавиации можно ознакомиться с информацией о временных ограничениях воздушных перевозок. Рекомендации относительно поездок граждан России в зарубежные государства также размещаются на сайте МИД России.

Наличие официально объявленной угрозы жизни и безопасности туристов допустимо в соответствии с подходами судебной практики рассматривать в качестве обстоятельства, свидетельствующего о существенном изменении обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. Существенное изменение обстоятельств признается положениями ст. 451 Гражданского кодекса РФ в качестве основанием для изменения или расторжения договора. Важно, что изменением обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Расторжение или изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств осуществляется по соглашению сторон, а при недостижении соглашения – в судебном порядке. При этом суд может принять решение о расторжении договора при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

С учетом изложенного, при отсутствии оснований для вынужденного отказа от перевозки и наличии официально подтвержденной угрозы жизни и здоровью туристов на территории определенного государства рекомендуем вам обратиться к Вашему перевозчику с требованием о расторжении (изменении) договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Заявляя данное требование, Вы вправе потребовать возврата уплаченных денежных средств. В случае отказа перевозчика удовлетворить требование пассажира следует быть готовым к защите своих прав в судебном порядке, а также в ведомственном, посредством обращения в Роспотребнадзор.

Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что поскольку формально угроза безопасности в отдельных государствах зафиксирована без временных ограничений, а рекомендации воздержаться от посещения определенных стран даны до момента нормализации эпидемиологической обстановки, на существенное изменение обстоятельств возможно ссылаться вне зависимости от наличия или отсутствия в определенные даты ограничений авиасообщений между странами.

Уполномоченный продолжает работу по восстановлению прав граждан в условиях повышенной эпидемиологической опасности

Titul Priem 30

 

Уполномоченный по правам человека в Ярославской области продолжает работу по защите и восстановлению прав граждан в условиях повышенной эпидемиологической опасности: проводятся дистанционные приемы граждан и неотложные рабочие встречи.

В связи с карантинными мероприятиями Сергей Бабуркин уже второй раз проводит еженедельный личный прием заявителей в формате телефонных консультаций.

В ходе личного приема  поступили обращения, касавшиеся восстановления права на жилище, права на обращение и права на труд.

Один из заявителей нуждался в помощи по поиску работы. Мужчина получил бытовую травму, в результате чего долгое время не мог найти работу из-за действующих ограничений по состоянию здоровья. Уполномоченный свяжется с Центром занятости, где заявителю должно быть оказано содействие в переобучении, получении дополнительной профессии и дальнейшем трудоустройстве.

В числе обращений, касавшихся реализации права на жилище, поступил запрос от жителей дома, от которого отказалась управляющая компания. Жители готовы были выбрать другую УК, но возникли сложности со сбором документов для проведения необходимого для этой процедуры общего собрания жильцов дома. Омбудсмен намерен обратиться в департамент государственного жилищного надзора Ярославской области с запросом о возможности упрощения процедуры сбора документов.

Права на жилище касалось еще одно обращение: заявительница, жительница Рыбинска, вынуждена оплачивать счета за услуги ЖКХ за умершего отца, в квартире которого была зарегистрирована. Мужчина в течение длительного времени не оплачивал эти услуги и накопил значительный долг. Выплата долга по судебному иску управляющей компании стала обязанностью заявительницы, не имеющей финансовой возможности его выплачивать. Омбудсмен поможет заявительнице разобраться в ситуации.

В рамках работы по контролю за соблюдением прав человека в МЛС в условиях пандемии коронавируса состоялась рабочая поездка омбудсмена в СИЗО-1 г. Ярославля и рабочая встреча с начальником УФСИН по Ярославской области полковником Евгением Поповым.

Напомним: в настоящее время вы можете по-прежнему получить личную консультацию Уполномоченного. Прием может проводиться по телефону и посредством видеосвязи через мессенджеры.

Вы также можете отправить свое обращение по привычным каналам коммуникации:

- по почте: 150 000, г. Ярославль, ул. Революционная, д.28;

- на сайте: www.up76.ru;

- в социальной сети «ВКонтакте»;

- в социальной сети «Фейсбук».

Контакты

 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  Приемная: (4852) 78-60-32

  Факс: (4852) 40-17-35

Адрес: 150000, г. Ярославль,
ул. Революционная, д. 28, 1-й этаж

Одноклассники      Вконтакте

Телеграм

 

Архив новостей

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5