21 марта комитет Ярославской областной Думы по образованию поддержал обращение Уполномоченного по правам человека в Ярославской области к федеральным властям об организации обучения в следственных изоляторах.
Дума обратится в Минобрнауки РФ и Минюст РФ с предложением принять приказ об организации обучения несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах.
Проблема обсуждалась неделей ранее на расширенном совещании при Уполномоченном по правам человека в Ярославской области с участием представителей всех заинтересованных структур.
Сбои в системе организации образовательного процесса в следственных изоляторах как на территории Ярославской области, так и на территории других регионов, произошли после принятия нового закона об образовании, который не отрегулировал необходимые механизмы и – главное – порядок финансирования процесса. Например, новый закон определил, что несовершеннолетние, содержащиеся в следственных изоляторах, должны получать образование самостоятельно. Это положение не учитывает того факта, что форма самообразования предусмотрена только для учащихся 10 и 11 классов, тогда как в следственных изоляторах могут содержаться обучающиеся по более ранним программам. Например, в настоящее время в рыбинском СИЗО №2 содержатся учащиеся 6, 7, 8 и 9 классов. Форма самообразования для таких детей не подходит.
Порядок, призванный регулировать образовательный процесс для несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах, был разработан на федеральном уровне еще в 2015 году, однако его принятие затянулось. Именно поэтому Уполномоченный обратился в профильный комитет Ярославской областной Думы с предложением выйти с инициативой на федеральный уровень об ускорении принятия этого порядка. Данное предложение было поддержано комитетом по образованию.
Кроме того, Уполномоченный предложил депутатам выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации с целью внесения поправок в Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» и «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Сергей Бабуркин предлагает закрепить возможность получения образования несовершеннолетними, содержащимися в следственных изоляторах, не только в форме самообразования, но и с использованием других форм обучения – эта необходимость, как показывает практика, уже назрела.