На единовременную социальную выплату в случае гибели участника СВО (так называемую президентскую выплату) теперь могут рассчитывать и совершеннолетние дети погибшего. До недавнего времени они выпадали из числа родственников, имеющих право на эту меру социальной поддержки. Хотя такое право получали взрослые братья и сестры, в том числе неполнородные (по одному из родителей).
В начале нынешнего года к Уполномоченному Сергею Бабуркину поступило несколько обращений, касающихся порядка назначения социальной выплаты членам семей военнослужащих, погибших в ходе специальной военной операции. Речь идет о 5 млн рублей, назначаемых в соответствии с Указом Президента РФ от 5 марта 2022 г. № 98. Заявители жаловались на то, что из числа получателей этих выплат были исключены совершеннолетние дети погибших военнослужащих.
Одно из таких обращений поступило 16 февраля нынешнего года во время приема граждан, который Уполномоченный Сергей Бабуркин проводил совместно с сенатором РФ Наталией Косихиной. Жительница Тутаева рассказала, что ее бывший муж в возрасте 58 лет заключил контракт с министерством обороны, через несколько месяцев был ранен в зоне СВО и скончался. У мужчины осталось двое взрослых сыновей, но оказалось, что на единовременную выплату по случаю гибели отца они претендовать не могут, все деньги должны быть перечислены старшему брату погибшего. Дело в том, что согласно Указу Президента в случае гибели военнослужащего выплаты в равных долях распределяются на членов его семьи. При этом категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Это – супруга (супруг); родители; несовершеннолетние дети, в том числе дети до 23 лет, обучающиеся очно, и совершеннолетние дети, ставшие инвалидами до 18 лет; иждивенцы (факт иждивения нужно подтвердить в суде). Далее в Указе было написано, что при отсутствии вышеперечисленных родственников «единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сёстрам» погибшего.
Уполномоченный Сергей Бабуркин и сенатор Наталия Косихина пришли к выводу, что такое правовое положение вряд ли является справедливым и его следует пересмотреть.
В апреле нынешнего года в Указ Президента были внесены изменения, несколько поправившие ситуацию. Теперь — при отсутствии перечисленных родственников «первой очереди» единовременная выплата осуществляется в равных долях совершеннолетним детям, и лишь в случае их отсутствия – полнородным и неполнородным братьям и сёстрам погибшего.
Важно понимать, что изменения касаются исключительно президентских выплат в случае гибели на СВО. Все остальные пособия назначаются как и раньше. Кроме того, новые правила не распространяются на уже выплаченные деньги. Изменения вступили в силу с 8 апреля 2024 года, но если выплата уже перечислена сестре или брату, совершеннолетние сын или дочь ничего не получат.
Сергей Бабуркин считает, что совершенствование законодательства должно быть продолжено – взрослые дети участников СВО должны быть включены в список родственников «первой очереди» и иметь равное право на получение доли единовременной выплаты. По этому поводу он обратился к Уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой с просьбой проработать соответствующие изменения на федеральном уровне.