Много раз отстоять очередь к терапевту в поликлинике, не пропустить заветный звонок из регистратуры, чудом заполучить явку к узким специалистам, сдать все анализы в срок и снова пересдать устаревшие, надеяться, что врач правильно оформит медицинские документы и вовремя отправит в Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) – это далеко не полный список трудных этапов, которые вынуждены проходить люди при переоформлении инвалидности.
В конце 2024 и начале 2025 года к Уполномоченному по правам человека в Ярославской области поступило несколько жалоб на очень сложную процедуру переоформления группы инвалидности.
Житель Заволжского района Ярославля Владимир Д. (имя изменено) – инвалид по кардиологическому заболеванию. Свою группу инвалидности он вынужден подтверждать ежегодно. В очередной раз надо было сделать это до 31 декабря 2024 года. Начал еще в первых числах октября. По словам заявителя, он несколько раз пытался получить в своей поликлинике направления к кардиологу и сосудистому хирургу, на что ему упорно отвечали, что явок нет. С этой проблемой Владимир обратился к Уполномоченному. Сергей Бабуркин направил письмо в региональное Министерство здравоохранение с просьбой оказать содействие инвалиду. В конце октября заявителю и Уполномоченному поступил ответ из минздрава в котором сообщалось, что больному предложено посетить врача-терапевта 6 ноября, где ему будут выданы все необходимые направления на обследования для повторного освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы. В том же письме представители ведомства заверяли, что медицинское обслуживание заявителя «взято на контроль администрацией лечебного учреждения», а на имя главного врача больницы министерством направлено письмо «с требованием соблюдения порядков и стандартов оказания медицинской помощи и льготного лекарственного обеспечения».
5 декабря Владимир Д. снова обращается к Уполномоченному: «Мне не звонят из областной больницы по поводу очереди к кардиологу. При этом я в очереди на запись уже месяц и электронные направления на руках. Телефон не берут. Помогите».
Уполномоченный вновь пишет в минздрав, предлагая разобраться в ситуации и оказать больному помощь. Ответ приходит через месяц, 10 января 2025: «Министерством здравоохранения Ярославской области организовано служебное расследование, в ходе которого рассматривается организация и порядок оказания медицинской помощи». Еще ровно через месяц из регионального минздрава поступает очередной ответ, в котором сообщается, что гражданин был осмотрен врачом-кардиологом Ярославской областной клинической больницы 7 декабря и сердечно-сосудистым хирургом этой же больницы 26 декабря. 22 января 2025 документы были направлены в бюро МСЭ, на 13 февраля назначено очное освидетельствование в бюро МСЭ.
Так общими усилиями удалось проблему решить, правда, без пенсии и положенных социальных льгот инвалид остался на полтора месяца.
Но это еще не самый тяжелый случай. У жительницы Дзержинского района Ярославля, инвалида второй группы по онкологическому заболеванию процесс затянулся почти на полгода. О своих мытарствах Марина Л. (имя изменено) рассказала Уполномоченному на личном приеме в начале февраля нынешнего года:
«В 2024 году документы начала собирать с августа, т.к. срок переосвидетельствования был в ноябре. В нашей поликлинике нет окулиста, лора, хирурга, онколога. Если явок нет на две недели вперед, то ставят в лист ожидания. Проходит две недели, явок опять нет, и лист ожидания пропал. Через номер 122 к онкологу вообще не записывают. Я иду к терапевту, она обещает записать. Проходит еще две недели, явок к онкологу нет. Иду к заведующей поликлиникой, та отправляет к терапевту – должна записать. Выстаиваю очередь к терапевту, она вписывает меня в лист ожидания к онкологу и предупреждает, что о конкретной дате приема меня известят по телефону. Неделю с лишним везде хожу с телефоном, не выпуская его из рук. И все же на звонок, очень короткий по длительности, не успеваю ответить. Жду, что перезвонят, но нет. В течение следующего дня пытаюсь дозвониться на этот телефон, не отвечают. Поехала в больницу сама, оказалось, моя очередь уже прошла накануне и надо все начинать сначала. Одновременно пытаюсь попасть к нейрохирургу. Врач-терапевт выписывает направление, приезжаю в назначенное время, оказывается, этот нейрохирург занимается только спиной, но не головой. Получаю направление к специалисту «по голове». Но, оказывается, что он не занимается опухолями. Так проходит три месяца. Наконец, все собрано, мои документы направляют в бюро МСЭ. Приезжаю на комиссию, и узнаю, что никаких результатов обследований там не получали. Я в шоке, вновь обращаюсь в поликлинику – оказывается, поменялась информационная программа, в которую вносились все данные, и теперь они утеряны. Надо всю процедуру начинать заново. Ради ускорения хотела даже платно пройти обследования, но МСЭ не принимает результаты платных анализов и обследований.
Тем временем инвалидность моя давно закончилась, пенсию, которая является единственным источником существования, я не получаю, так же как и необходимые лекарства. У меня нет родителей, дочь в декрете, и помочь мне некому. У меня копится долг за квартиру. Обращаюсь за социальной помощью, но мне в ней отказывают, т.к. я не могу подтвердить свои доходы за три предыдущих месяца – ведь инвалидность не установлена, я нигде не работаю, вроде как тунеядствую!».
«Я с ужасом думаю, что через полгода, когда подойдет очередной срок переосвидетельствования, мне предстоит все это пройти заново!», – сказала женщина.
Подробности этой ситуации Уполномоченный по правам человека изложил в своем обращении к заместителю председателя Правительства Ярославской области Л.М. Андреевой.
«Представляется, что описанная проблема носит системный характер и нуждается в решении. Наиболее рациональным способом, по мнению Уполномоченного, является назначение в медицинских учреждениях лиц, ответственных за сбор медицинских документов на МСЭ, с обеспечением возможности их оформления в доврачебных кабинетах, в специально отведенное время и т.п.» – отметил Сергей Бабуркин. Омбудсмен также предложил проработать вопрос о получении гражданами мер социальной поддержки в случаях задержки продления инвалидности.
Ответ проступил за подписью заместителя председателя Правительства Ярославской области В. В. Даргель. В нем перечисляются приказы Минтруда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ, постановление Правительства РФ, устанавливающие перечень необходимых медицинских обследований и порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу для переосвидетельствования. Признается факт длительного ожидания заявительницей консультации врача-нейрохирурга и истечение по этой причине срока давности консультации другого специалиста. Так же, уже традиционно, сообщается, что: «Министерством здравоохранения Ярославской области направлено письмо руководителям медицинских организаций с указанием на необходимость соблюдения сроков выдачи направлений на медицинские обследования…, сроков направления на МСЭ, усиления контроля за правильностью заполнения медицинской документации…».
К сожалению, в этом ответе не содержится никакой реакции на предложения Уполномоченного по системному решению проблемы. В правительство Ярославской области подготовлен повторный запрос. Ситуация находится на контроле.